CSD : Личный кабинет

Часть 2. Бойцы, мастера и странствующие рыцари

Второй отрывок из большой обзорной статьи об ирландском палочном бое в переводе Дмитрия Старкова.

Легко можно подумать, будто ирландский палочный бой был примитивен и не требовал от бойцов особого искусства. В конце концов, он был искусством крестьян, а крестьяне, как известно, народ неотесанный, не имеющий ни представления о благородном воинском искусстве, ни времени на то, чтобы регулярно практиковаться в нем. Но в самом ли деле так и было?

Окинув взглядом историю Европы, можно найти много популярных традиций палочного боя, не имеющих почти ничего общего с искусством мастеров фехтования или воинской аристократии. Нормандцы, бретонцы, беарнцы, баски, парижане, сицилийцы, венецианцы, португальцы и многие другие имели собственные стили народного палочного боя. Традиция “baton à deux bouts” – «палки о двух концах» – по крайней мере, с XV века существовала во Франции как особое, самостоятельное, боевое искусство с собственными мастерами. Позднее, в XIX веке, она была включена в систему боевой подготовки Жуанвиля. Было нечто подобное и в Бретани: в бретонских школах палочного боя обучали искусству «пен-баз» (Penn Bazh), как в парижских школах – искусство фехтования. Не были исключением в этом отношении и ирландцы: по многочисленным свидетельствам, школы палочного боя существовали по всей стране. Зачастую они располагались вблизи от мест проведения крупных ярмарок – например, в Типперери, где регулярно проходили бои между «фэкшнами».


Символ настоящего ирландского мужика, отличное оружие и спортивный снаряд в одном лице.

Очевидно, профессиональных учителей палочного боя было немало. До первой четверти XIX века в деревне Кэр (Типперери) существовала школа, где учили владению тростью, и пример это вовсе не был единичным. Напротив этого заведения обычно располагалась стойка с богатым выбором боевых тростей. К любому прохожему взрослому мужчине, из любопытства взявшему в руки одну из тростей, немедленно подходил ученик с вопросом: «А можешь ли ты ею пользоваться?» – и, если ответ оказывался утвердительным, немедленно организовывался поединок. Таким образом школа рекламировала сама себя. Отцы семейств учили искусству боя сыновей с упорством «дядек», обучавших детей воинским премудростям в древние времена.

Засвидетельствовано существование в Дерри школы, где мужчины тренировались перед ярмарками. Известный писатель Уильям Карлтон писал о том, что бродячие учителя танцев частенько учили и владению шилейлой. А вот что было записано в графстве Керри:

«Этак восемь десятков лет назад был в Буалитине – ну, в Беллиферритере по-новому – дом. И жил в этом доме Майхистер Прионнса – то есть, фехтовальный мастер. Окрестные парни каждый день к нему ходили, и он двумя палками их учил. У мастера две палки и у ученика две. И так учил парней, что любой удар отбивали».

Несмотря на то, что драки между «фэкшнами» в Британии высмеивались как варварство, само искусство бойцов оценивалось весьма высоко. Некоторые источники из мира фехтования – например, Аллансон-Уинн (Allanson-Winn, R., & Phillips-Wooley, C. (1911). BROAD-SWORDSINGLE-STICK WITH CHAPTERS ON QUARTER-STAFF, BAYONET, CUDGEL SHILLALAH, WALKING-STICK, UMBRELLA,and other Weapons of Self- Defence. London: G. BELL & SONS) утверждают даже, будто искусный боец мог бы одолеть хорошего фехтовальщика.

«Порой можно наблюдать высочайшую степень мастерства, и я часто думаю, всякий ли профессиональный шпажист смог бы хотя бы биться на равных с этими быстрыми и сильными парнями из Керри».

И такие встречи порой случались.

«Выпивал там и старый Донал Маккарти, который видел собственными глазами и Картофельный Голод, и его последствия, и годы восстановления, и, конечно, эти позорные зрелища – массовые драки на дубинках, клан на клан. Он и сам, между прочим, был настоящий специалист в использовании дубинки для самообороны. А это ведь было настоящее искусство, равное фехтовальному, преподававшемуся в те времена на парусном флоте. Кланы драчунов-палочников звали этот вид самообороны «бойскин» или «боскин». Только шпаги ирландцам заменяли эти их так называемые шилейлы. И было известно, что фехтовальщики нередко этими шилейлами бывали биты.

Обязательные занятия фехтованием на британском флоте, XIX век.

Обязательные занятия фехтованием на британском флоте, XIX век.

Так вот, Томми Адамс из Береговой Охраны подозревал, что старый Донал – специалист в применении шилейлы для самозащиты, и все хотел его мастерство испытать. В один прекрасный день старику надоели постоянные вызовы Адамса на палочный поединок, и он согласился. Судьей назначили Пэдди Харена, хозяина таверны. Победу, по уговору, одерживал тот, кто первым достанет противника три раза, после чего победителю полагалось полбутылки корабельного рома, а побитому – кварта эля. Выбрали день, снабдили обоих примерно одинаковыми шилейлами, очистили в таверне пространство от мебели. О драке условились не распространяться – чтоб власти не тревожить этакими забавами.
Старый Маккарти снял куртку и свитер домашней вязки, закатал рукава, суконные свои брюки заправил в носки, скинул тяжелые башмаки, мягонько прошелся на цыпочках и исполнил короткий ритуальный танец, размахивая шилейлой, точно какой-нибудь зулусский воин. Адамс из береговой охраны как можно сердечнее сказал старику, что он всего лишь хочет убедиться, вправду ли ирландские палочные бойцы так искусны в фехтовании. Маккарти встряхнул седыми лохмами, глянул на него круглыми синими глазками и буркнул: “B’fhearr dhuit ciall a bheith agat”, что означало «Лучше держись благоразумнее».

Обязательные занятия фехтованием на британском флоте, XIX век.

Обязательные занятия фехтованием на британском флоте, XIX век.

Пэдди Харен, сам тоже фехтовальщик, свел двух наших неравных противников вместе, посоветовал им продемонстрировать свое искусство в «примерном бою» без ударов во всю силу, начертил на полу линию и скомандовал: «По местам! К бою! Бой!»
Старый Донал дрался слабовато, точно бумажная кукла. Вскоре стало очевидно, что противник его теснит: флотская выучка – это вам не баран чихнул. Однако момента, чтоб один смог достать другого, пока что не представлялось. Наконец старик Маккарти оказался зажатым в угол. Тут-то все и закончилось: набалдашник шилейлы Донала ударил Адамса по голове, прямо над левым ухом. От внезапной жгучей боли Томми Адамс отшатнулся, но тут же получил еще два быстрых удара – один над другим, прямо над пострадавшим левым ухом.
Пэдди Харен выступил вперед и объявил, что состязание окончено. Адамс пожал старику руку, а тот заметил: “Na duirt mé leat ciall a bheith agat”, то есть, «Я говорил – не зевай». Над ухом Адамса в ряд набухли три шишки, каждая не меньше, чем яйцо дрозда, и он принялся прикладывать к ним тряпку, смоченную холодной водой. Так он и убедился, что палочный бой и фехтование происходят от одного общего искусства. Все это я слышал от своего двоюродного брата, старого Джона Фицджеральда с Хорс Айленд».

Обязательные занятия фехтованием на британском флоте, XIX век.

Умелые палочные бойцы могли составить себе репутацию, сделавшись чемпионами собственных «фэкшнов». Некоторые отправлялись бродить по стране в поисках достойных противников – совершенно в духе японских сказаний о бродячих самураях. И в Ирландии таких сказаний сложено было достаточно. Вот одно из них.

Пайдин Геарр (Related by the late James O’Flynn, Fethard, Co. Tipperary, formerly of Lisronagh, Clonmel-born in I843).

В трех милях на северо-северо-запад от Клонмела, неподалеку от Джайантсгрэйв Ридж, где огромный каменный столб несет свою тысячелетнюю вахту на границе Норт-Десиана, жил в начале прошлого (XVIII) века Патрик Коннорс или О’Коннор, кабатчик, прозванный за тщедушную стать «Пайдин Геарр», или «Падди-Коротыш». Был он в тех краях неоспоримым чемпионом палочного боя, а при его маленьком росте победы над здоровыми мужиками выглядели только убедительнее. А недалеко от Килленола жил его сверстник, настоящий великан и силач; назовем его «К-». Человек этот был чемпионом Терлеса и окрестностей, и его соседи, возревновав к растущей славе Пайдина и желая приумножить славу своей округи, насели на К- с требованием разыскать Пайдина и сразиться с ним.
В одно прекрасное летнее утро К- выступил в поход, как настоящий странствующий рыцарь из древних времен. Отшагав десять ирландских миль, неподалеку от Джайантсгрейва, увидел он невысокого человека, сгребавшего навоз у дороги. Поприветствовав его, К- спросил, где ему найти Падди-Коротыша. Человек забросил лопату на плечо, отвел К- в кабак и заказал два наггина виски – в те времена порцией, приличествующей мужчине, был наггин, а все, что менее того, предназначалось для женщин и юнцов. Когда с виски было покончено, К- снова спросил, где ему найти Пайдина Геарра.
— А что тебе от него надо? – спросил невысокий человек.
— Я – такой-то и такой-то из Килленола, пришел с ним драться, — отвечал К-.
А невысокий и говорит:
— Пайдин Геарр – это я!
С этими словами он достал из-за стойки охапку отборных боевых тростей, и К- выбрал себе оружие. Оценив маленький рост и скромное сложение противника, он предвкушал легкую победу и хотел драться немедля, но Пайдин наотрез отказался.
— Не буду драться иначе, как при двух свидетелях, по одному на каждого из нас, чтоб следили за честностью боя и чтоб позаботились о побитом, — заявил он. – Кроме того, драться будем рано поутру, чтоб никто не видел, а то, если вдруг побьешь меня, живым тебе отсюда не уйти. Переночуй здесь, а с утра пораньше и подеремся, а вот эти двое – Барри из Ратронана, они будут свидетелями.
Подробностей боя не сохранилось, однако К- был побежден. Пьянка в честь этого события длилась три дня, а после К- вернулся домой, побежденный, но не обесчещенный. С тех пор между ним и Падди-Коротышом завязалась крепкая дружба.

Конечно, нетрудно усомниться в том, что у ирландских крестьян было так много свободного времени. Но в прошлом труд далеко не всегда отнимал так много времени, как принято считать в наши дни. В Ирландии многие палочные бойцы были заняты на уборке картофеля. Уборочный сезон был весьма короток, и во все остальное время дел у них было не много. Справедливо это и для крестьян Средневековья: например, в Англии XIV века крестьяне были заняты работами около 150 дней в год. Времени для тренировок у желающих учиться палочному бою имелось достаточно. И, как ни близки друг к другу палочный бой и фехтование, эти искусства требуют от занимающихся совершенно разных наборов навыков и механик тела. Учитывая все это, нетрудно понять, отчего простым крестьянам удалось приобрести репутацию потрясающих бойцов: у них были время и мотивация для тренировок, а развитие техники боя не было ограничено никакими рамками.

Часть 2. Бойцы, мастера и странствующие рыцари., изображение №5

(с) материал – Максим Шуинар (Maxime Chouinard), 2015

(с) перевод с английского и адаптация материала для русского читателя – Дмитрий Старков, 2015

admmodal
admmodal
admmodal2
submodal
submodal
submodal