CSD : Личный кабинет

Часть 1. Бои фэкшнов

Первый отрывок из большой обзорной статьи об ирландском палочном бое в переводе Дмитрия Старкова.

«Гордость и позор Ирландии – величайшая ярмарка в стране, ежегодное празднество, воспетое во множестве песен и историй, непревзойденная и несравненная Доннибрукская ярмарка…»

(Примечание. Доннибрукская ярмарка – название ежегодной ярмарки, проводившейся со времен англ. короля Иоанна Безземельного (нач. 13 в.) вплоть до 1855 в деревне Доннибрук близ Дублина. Эта ярмарка «славилась» массовыми попойками и беспорядками, регулярно имевшими место при ее проведении, вследствие чего выражение "Д. я." вошло в англ. язык как синоним шумного сборища, потасовки).

Рисунок сделан в 1846 году и изображает бой «фэкшнов». Его автор, Джон Дойл, дед сэра Артура Конана Дойла, родился в Дублине в 1797. Многие его зарисовки, изображающие бои между «фэкшнами», показывают хорошее понимание бата-ри-окт.

Рисунок сделан в 1846 году и изображает бой «фэкшнов». Его автор, Джон Дойл, дед сэра Артура Конана Дойла, родился в Дублине в 1797. Многие его зарисовки, изображающие бои между «фэкшнами», показывают хорошее понимание бата-ри-окт.

Ирландский палочный бой, «бата-ри-окт», известен в первую очередь благодаря боям между «фэкшнами» – группировками, состоявшими из ирландцев, объединенных кровным родством либо землячеством. Эти бои были весьма распространены с конца XVIII по начало XX века. Два или более «фэкшна» сходились в бою, вооруженные камнями и тростями, и схватка нередко заканчивалась гибелью немалого количества участников. Несмотря на это, бои «фэкшнов» считались хорошим развлечением, и суд частенько оправдывал бойцов, привлеченных к ответственности за убийства, совершенные в бою «фэкшнов». Однако далеко не все бои устраивались ради развлечения. Причиной часто была старая вражда либо политические или религиозные разногласия, особенно в Северной Ирландии. Такие бои назывались «партийными»; самый крупномасштабный из них произошел в Белливэй Стрэнд, графство Керри, в день Святого Иоанна Крестителя, 24 июня 1834 г. В газетах писали:

«Слухи о неизбежности боя ходили давно. И вот 24 июня 1834 г., во время традиционных скачек в честь дня Святого Иоанна Крестителя, в Белливэй Стрэнд кланы Лоулоров и Малвихиллсов схватились с Кулинами. Бились особыми тростями и палицами из ветвей терновника. Некоторые из них были утяжелены свинцом, и не свешивались с запястья свободно – бойцы держали их недалеко от середины, так что конец прикрывал от повреждений локоть. Около 1200 человек из клана Кулинов переправились через Фил на лодках с северного берега и оказались «на территории» Малвихиллов и Лоулоров, что уже само по себе являлось поводом для драки. Вдобавок, Кулины немедленно напали на людей Малвихиллов и Лоулоров, в большинстве своем уже как следует заправившихся самогоном и виски. Агрессоры строем пошли вперед, имея на флангах около двадцати женщин, чьи передники были полны камней. Попытка властей остановить их не увенчалась успехом. Поначалу верх был за кулинами, поскольку половина их противников еще сидела в шатрах, попивая виски в свое удовольствие. Но постепенно фэкшн Малвихиллов-Лоулоров навел порядок в своих рядах и контратаковал силами более полутора тысяч человек. Они оттеснили Кулинов обратно к берегу, загнали в воду и таким образом одержали победу».

По слухам, в тот день погибло от двухсот до трехсот человек.

На рисунке изображен неизвестный боец, член одного из «фэкшнов». Предположительно – 1850-е.

На рисунке изображен неизвестный боец, член одного из «фэкшнов». Предположительно – 1850-е.

Считается, что расцвет эры боев между «фэкшнами» приходится на десятилетия, предшествовавшие Ирландскому Картофельному Голоду. Бои продолжались и позже, но накал страстей поостыл. Последние крупномасштабные бои между «фэкшнами» имели место в 1880-х. Практика палочного боя так прочно ассоциировалась с этими боями, что оказалась на грани исчезновения вместе с ними. Причины этого мы рассмотрим позднее.

Меня иногда спрашивают, подходит ли занятие бата-ри-окт для женщин. Действительно, в рамках традиционной ирландской культуры тех времен палочный бой был преимущественно мужским делом. Однако женщины вовсе не ограничивались ролью пассивных наблюдательниц (а то и жертв). Многие держали наготове камни в платках или передниках, чтобы в случае надобности прийти на помощь своей семье. Платок или передник с завернутым в него камнем использовался как кистень. При этом боец мог парировать удар, нанесенный женщиной, но нанести ей в ответ удар тростью считалось недостойным.

А вот сообщество «Ирландских путешественников» или «Ирландских цыган» (The Travelers) имело свою точку зрения на этот счет. Их женщины вполне могли присоединиться к бою, взяв в руки трость. Некоторые из них – например, Мэри Моэн, известная также как Мэри-Дубина – даже сумели заслужить репутацию грозных бойцов.

Иллюстрация к народному сказанию «Battle of the Factions» из книги «TraitsStories of the Irish Peasantry» by William Carleton. Роуз Гэл мстит за смерть возлюбленного, погибшего в бою между «фэкшнами».

Иллюстрация к народному сказанию «Battle of the Factions» из книги «TraitsStories of the Irish Peasantry» by William Carleton. Роуз Гэл мстит за смерть возлюбленного, погибшего в бою между «фэкшнами».

(с) материал – Максим Шуинар (Maxime Chouinard), 2015

(с) перевод с английского и адаптация материала для русского читателя – Дмитрий Старков, 2015

admmodal
admmodal
admmodal2
submodal
submodal
submodal