CSD : Личный кабинет

Часть 3. Путь к забвению

Третий, заключительный, отрывок из большой обзорной статьи об ирландском палочном бое в переводеДмитрия Старкова.

Итак, как же такое невероятно популярное искусство исчезло и ныне практически неизвестно даже на собственной родине? Упадок бата-ри-окт обусловлен многими факторами, и одним из них является исчезновение боев между «фэкшнами». После Картофельного Голода «фэкшны» сходились в бою все реже и реже. Множество бойцов и фехтовальных мастеров покинули остров, отправившись в Новый Свет в поисках лучшей доли. Многие умерли. Церковь начала все резче критиковать насилие, а британская корона, прежде закрывавшая на занятия палочным боем глаза, сменила позицию, и судебные приговоры для участников сделались намного строже.

Но самая, пожалуй, страшная угроза для бата-ри-окт возникла не извне, а изнутри. После Картофельного Голода весьма возрос ирландский национализм. Многие ирландцы резко осудили Англию за ее поведение в годы Голода. Все чаще звучали призывы к объединению против британского врага. «Фэкшны» были расценены как фактор, препятствующий единству всех ирландцев, и потому ирландская элита принялась внедрять в умы другие развлечения.

Репродукция картины Эрскина Никола «Доннибрукская ярмарка: вызов» (примерно 1850 г.).

Репродукция картины Эрскина Никола «Доннибрукская ярмарка: вызов» (примерно 1850 г.).

Боец тащит по земле свое пальто в надежде, что кто-нибудь наступит на него, и это послужит поводом для боя. Выражение «тащит пальто за собой» (coat dragging) по сей день используется в Ирландии применительно к человеку, ищущему неприятностей на свою голову. Однако происхождение этого выражения многим неизвестно.

К тому же, буйство ирландцев активно использовалось британскими сторонниками колониализма как аргумент в пользу того, что Ирландия еще не доросла до самостоятельности. Звучали даже реплики о «расовой неполноценности» ирландцев. Некоторые – например, Роберт Гарри Инглис, ярый противник эмансипации католиков и евреев – расценивали бои «фэкшнов» как экономическую угрозу и непродуктивную трату времени:

«Мистер Инглис убежден, что важнейшим шагом к процветанию Ирландии должно стать уничтожение «фэкшнов». Они отпугивают инвесторов и вредят насаждению трезвости не меньше, чем многие прочие, лучше знакомые нам виды народных волнений».

Репродукция картины Эрскина Никола «Яркие перспективы» (примерно 1850 г.).

Репродукция картины Эрскина Никола «Яркие перспективы» (примерно 1850 г.).

Подобные картины, изображавшие типичного ирландца драчуном и пьяницей, были весьма популярны. Этот стереотип, который ирландцы стараются сломать вот уже не первую сотню лет, очень мешает возрождению искусства бата-ри-окт и в наши дни.На иллюстрациях – американские карикатуры на иммигрантов из Ирландии, в полной мере эксплуатирующие этот стереотип. Ирландцы изображены в виде грубых, звероподобных существ, почти утративших человеческий облик.

Часть 3. Путь к забвению., изображение №3

Часть 3. Путь к забвению., изображение №4

Одним из самых эффективных способов покончить с традицией палочного боя оказалось создание Гэльской Атлетической Ассоциации. Созданная, главным образом, в противовес современным видам спорта, завезенным из Англии (например, быстро сделавшемуся популярным футболу), ГАА объединила под своей крышей ряд достаточно грубых и жестоких видов спорта, которые затем реформировались для приведения к более мирному облику. Имено в ГАА был изобретен гэльский футбол (для конкуренции с британским) и разработан херлинг, упоминавшийся в сказаниях о героях и таким образом имеющий связь с «чистой» гэльской культурой. В силу иронии судьбы, еще один вид спорта, выбранный ГАА, английская лапта, имел британское происхождение (о чем в ГАА, вероятно, не знали), хотя и пользовался популярностью в Ирландии в течение нескольких сотен лет.

Ирландский палочный бой вполне мог быть видоизменен в мирную сторону, наподобие олимпийского фехтования, если бы не его слишком очевидная связь с боями между «фэкшнами». Вероятно также, что в ГАА сочли такое видоизменение разрушением исконно ирландской культуры под давлением Британии. Поэтому бойцов поощряли к «выпуску пара» не в драках, а за игрой в херлинг, так или иначе связанной с боями «фэкшнов» — матчи зачастую служили предлогом для начала драки.

Таким образом, ГАА весьма преуспела в прекращении боев между «фэкшнами» и … практически погубила искусство палочного боя. Мало-помалу к боям «фэкшнов» начали относиться со стыдом и презрением. Некоторые упоминания о палочных боях еще встречаются в 1920-х, и автору [т.е. Максиму – прим. Д. Старкова] доводилось встречать людей, чьи родители владели искусством бата-ри-окт, но не передали его своим потомкам. Но, очевидно, к 1910-м традиция полностью ушла в подполье.

Несколько авторов попытались вступиться за честь искусства ирландского палочного боя, но лишь создали некие мифы о его происхождении. Они заявили, что палочный бой произошел от благородного фехтования, которое утратило первоначальный облик, будучи взято на вооружение ирландскими простолюдинами. Тем более, что средневековое ирландское дворянство было весьма склонно к боевым состязаниям друг с другом задолго до традиционных боев между «фэкшнами». Такая точка зрения зачастую связана с традиционализмом, рассматривающим крестьянскую культуру как искаженную аристократическую: крестьяне, желающие походить на аристократов, имитируют их культуру и неизбежно искажают ее при этом. То же самое говорили и о бретонской борьбе «гурен» (Gouren). В 1930-х многие считали, что бретонские крестьяне исказили технику борьбы, сделав ее чрезмерно грубой, после чего спортивные реформы привели ее к первоначальному виду. Однако это – не более, чем миф.

Тот же подход испытала на себе и ирландская трость. Теории гласили, что палочный бой пошел от собственных ирландских мастеров фехтования или от ирландцев, нанимавшихся на военную службу в Испанию и Францию, где их учили фехтовать континентальные офицеры. Так, шилейлу пытались реабилитировать: объявленная наследницей благородных воинских искусств, она примет куда более приличный вид в глазах общества и постепенно будет «цивилизована» на манер фехтования.

К шилейле в Ирландии относятся с предубеждением и в наши дни. Нередко можно наблюдать неодобрительное отношение к возвращению искусства палочного боя. Такая реакция вполне понятна: бата-ри-окт исчез для ирландского общества более ста лет назад, а львиная доля попыток к его возрождению предпринимается за рубежом, в странах, где шилейла не снискала себе столь дурной славы.


(с) материал – Максим Шуинар (Maxime Chouinard), 2015

(с) перевод с английского и адаптация материала для русского читателя – Дмитрий Старков, 2015


admmodal
admmodal
admmodal2
submodal
submodal
submodal